Не все пациенты на 100 % понимают, что соответствующая операция — это лишь составная часть метода, предполагающего реабилитацию пациентов с тяжелыми нейросенсорными нарушениями слуха (вплоть до врожденной глухоты). Здесь важно участие как отохирургов, так и специалистов, представляющих смежные области: инженеров, аудиологов, сурдопедагогов, психофизиологов.
Фактически речь идет о длительном реабилитационном процессе, разбитом на три основных этапа: диагностику, операцию и реабилитацию.
- Диагностика Главная ее цель — определить, возможно ли вообще проведение операции. В ходе всестороннего обследования пациента специалисты также выясняют, действительно ли необходимо подобное вмешательство и окажется ли оно эффективным.
- Операция Приемник-стимулятор (небольшой диск) вводят под кожу и закрепляют там, а выходящую из него электродную решетку (тонкую платиновую нить) соединяют со слуховым нервом, который находится во внутреннем ухе. На проведение такой операции, считающейся несложной, обычно требуется около двух часов. После хирургического вмешательства за ухом остается едва заметный шрам, который, как правило, вообще не виден под волосами.
- Реабилитация По прошествии одного — полутора месяцев после операции к имплантату подключают речевой процессор — устройство, отвечающее за улавливание звуковых колебаний, их анализ и кодировку. Оно нуждается в индивидуальной настройке: с учетом физиологических особенностей пациента подбирают чувствительность микрофона, например, и создают программы прослушивания. С этого момента к работе подключается сурдопедагог. С его помощью пациент развивает свою речевую функцию, чтобы в будущем нормально общаться с другими людьми.
Примерная длительность сессий и этапов
После первичной настройки и проверки оборудования на практике обычно требуется его доводка. Первая сессия занимает, как правило, шесть дней (три сеанса на первой неделе и еще три — на второй). Если все идет хорошо, в течение первого года после операции назначают четыре настроечных сессии (по семь дней). В дальнейшем пациенту следует каждые два-три года обращаться к специалисту, чтобы проверить карту речевого процессора, и посещать реабилитационные занятия.
Сказать точно, сколько времени займет прохождение третьего этапа, нельзя. На это влияет ряд факторов, в числе которых:
- состояние, в котором находится речевая функция пациента;
- его обучаемость;
- продолжительность периода отсутствия слуха и тому подобное.
Практика показывает, что взрослым, оглохшим из-за травмы или болезни, обычно хватает трех-четырех месяцев. А вот у детей, лишенных слуха с рождения, на реабилитацию может уйти до нескольких лет. На первый план тогда выходит эффективное взаимодействие между родителями, сурдопедагогом и аудиологом. Более того, важно наличие эмоционального контакта между ними и малышом.
Цель сурдопедагога — научить ребенка важным вещам: определению субъективной громкости звуков, реагированию на их отсутствие и так далее. Без этого задача аудиолога по настройке прибора становится практически невыполнимой.